Рекомендации
родителям по проведению артикуляционной гимнастики
Для правильного произношения нужны
сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы
состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует
специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Как делать гимнастику?
Проводить артикуляционную гимнастику
нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у
ребёнка навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5
минут. Не следует предлагать ребёнку больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для
артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти
от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в
игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений
новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и
закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо,
не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для
его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют
сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки
и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо
взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность
выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения
артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим
образом.
· Взрослый рассказывает о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы.
·
Показывает
его выполнение.
·
Упражнение
делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
· Взрослый, проводящий артикуляционную
гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения
к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном
случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
· Сначала при выполнении детьми
упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного
аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и
вместе с тем координированными.
· В процессе выполнения гимнастики
важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.
Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к
отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык
уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно
научиться подниматься кверху»).
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Наиболее выражено коммуникативная функция речи проявляется в диалоге. Диалог- первичная, исходная форма речевого общения.
Приёмы развития разговорно-диалогической речи у детей:
-использование бытовых ситуаций, в которых возникают коммуникативные потребности;
-поощрение попыток детей о чем-либо спросить, что-то сообщить;
-учить детей правильно отвечать, строя фразы-сообщения;
-демонстрация действий и побуждение детей проявлять интерес к их содержанию ("Юля, спроси меня, что я делаю?");
-сопровождение практических действий речью;
-специальная организация ситуации, которая вынуждает детей обращаться за помощью к взрослому (отсутствие предмета, который необходим ребенку в данный момент: сел обедать, а нет ложки);
-сюжетно ролевая игра;
-слушание и воспроизведение диалогических текстов;
-игры-драматизации;
-организация коллективных форм деятельности детей;
-специальные речевые игры, задания, ситуации.
Существуют условия, способствующие реализации перечисленных приемов.
Это наличие собеседника-адресата, кому непосредственно была направленна речь, и обеспечение результативности диалогических высказываний детей.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
Связная речь- это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь выступает в двух формах: диалогической и монологической. Обучение дошкольников монологической речи- это прежде всего обучение рассказыванию. в методике развития речи различают два типа монологических высказываний: рассказ и пересказ.
Пересказ- это связное, выразительное воспроизведение прослушанного текста. Сравнительно легкая речевая деятельность.
Рассказ- самостоятельно составленное развернутое изложение какого-то факта, события. Более сложная речевая деятельность. В методике развития речи детей дошкольного возраста различают рассказы по восприятию и памяти (фактические) и рассказы по воображению (или творческие)
При этом по содержанию рассказы могут быть:
1. Рассказ о событиях, прошедших только что или значительно раньше.
2. Рассказ о предметах (вещи, растения, животные), наблюдаемых в данный момент или по памяти.
3. Рассказ по картинке: как статичной, так и подвижной (серии, развивающей сюжет): типографская, диапозитив, диафильм.
4. Рассказ по кинофильму, мультфильму.
По форме все перечисленные виды рассказов могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
Развитие связной устной речи у детей- как диалогической, так и монологической- является важной задачей воспитания.
Основные методы обучения рассказыванию:
1. Описание предмета или картинки.
2. Пересказ художественного произведения.
3. Повествовательный рассказ по сюжетной картинке или из собственного опыта.
4. Дидактическая игра.
Существует множество приемов обучения рассказыванию:
1)образец рассказа- такой рассказ предназначен для подражания, его нужно отличать от рассказа логопеда с познавательной целью. Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения;
2)подсказка нужного слова или целого предложения;
3)составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчика;
4)план рассказа в виде устных указаний или уточняющих вопросов, при этом слово "план" не употребляется, детям предлагается рассказывать "по порядку";
5)окончание детьми рассказа начатого педагогом;
6)подсказка вариантов сюжета. Этот прием применяется при бедности ответов, однотипности, стереотипности сюжетов;
7)отраженная речь (педагога за рассказывающим ребенком).
Назначение этих приемов обучения заключается в том, чтобы получить от ребенка связное высказывание, а не ответ жестом, словом или фразой.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Наиболее выражено коммуникативная функция речи проявляется в диалоге. Диалог- первичная, исходная форма речевого общения.
Приёмы развития разговорно-диалогической речи у детей:
-использование бытовых ситуаций, в которых возникают коммуникативные потребности;
-поощрение попыток детей о чем-либо спросить, что-то сообщить;
-учить детей правильно отвечать, строя фразы-сообщения;
-демонстрация действий и побуждение детей проявлять интерес к их содержанию ("Юля, спроси меня, что я делаю?");
-сопровождение практических действий речью;
-специальная организация ситуации, которая вынуждает детей обращаться за помощью к взрослому (отсутствие предмета, который необходим ребенку в данный момент: сел обедать, а нет ложки);
-сюжетно ролевая игра;
-слушание и воспроизведение диалогических текстов;
-игры-драматизации;
-организация коллективных форм деятельности детей;
-специальные речевые игры, задания, ситуации.
Существуют условия, способствующие реализации перечисленных приемов.
Это наличие собеседника-адресата, кому непосредственно была направленна речь, и обеспечение результативности диалогических высказываний детей.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
Связная речь- это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь выступает в двух формах: диалогической и монологической. Обучение дошкольников монологической речи- это прежде всего обучение рассказыванию. в методике развития речи различают два типа монологических высказываний: рассказ и пересказ.
Пересказ- это связное, выразительное воспроизведение прослушанного текста. Сравнительно легкая речевая деятельность.
Рассказ- самостоятельно составленное развернутое изложение какого-то факта, события. Более сложная речевая деятельность. В методике развития речи детей дошкольного возраста различают рассказы по восприятию и памяти (фактические) и рассказы по воображению (или творческие)
При этом по содержанию рассказы могут быть:
1. Рассказ о событиях, прошедших только что или значительно раньше.
2. Рассказ о предметах (вещи, растения, животные), наблюдаемых в данный момент или по памяти.
3. Рассказ по картинке: как статичной, так и подвижной (серии, развивающей сюжет): типографская, диапозитив, диафильм.
4. Рассказ по кинофильму, мультфильму.
По форме все перечисленные виды рассказов могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
Развитие связной устной речи у детей- как диалогической, так и монологической- является важной задачей воспитания.
Основные методы обучения рассказыванию:
1. Описание предмета или картинки.
2. Пересказ художественного произведения.
3. Повествовательный рассказ по сюжетной картинке или из собственного опыта.
4. Дидактическая игра.
Существует множество приемов обучения рассказыванию:
1)образец рассказа- такой рассказ предназначен для подражания, его нужно отличать от рассказа логопеда с познавательной целью. Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения;
2)подсказка нужного слова или целого предложения;
3)составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчика;
4)план рассказа в виде устных указаний или уточняющих вопросов, при этом слово "план" не употребляется, детям предлагается рассказывать "по порядку";
5)окончание детьми рассказа начатого педагогом;
6)подсказка вариантов сюжета. Этот прием применяется при бедности ответов, однотипности, стереотипности сюжетов;
7)отраженная речь (педагога за рассказывающим ребенком).
Назначение этих приемов обучения заключается в том, чтобы получить от ребенка связное высказывание, а не ответ жестом, словом или фразой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий